ПОД СТРАХОМ ЖИЗНИ
Почему разбился ТУ-204?
Катастрофа ТУ-204 во Внуково как две капли воды похожа на катастрофу ЯК-42 под Ярославлем. Только там летчики хотели во что бы то ни стало взлететь с первого раза, а тут сесть. Стало это в гибель людей и самолетов, хотя в обоих случаях можно было обойтись без жертв, поступив по всем правилам инструкции. То есть при первом признаке нештатной ситуации уйти на второй круг или прервать взлет.
Но почему пилоты этого не сделали, пойдя на запредельный риск?
В Ярославской трагедии причина этого уже ясна. Экипаж там так накосячил перед взлетом, что думал только об одном: не допустить проверки, неизбежной после прерванного взлета. Пилоты не определились с весом самолета и центровкой, поэтому не выставили по всем правилам стабилизатор во взлетное положение. Из расшифровки их разговоров явствует, что командир судна предложил от балды угол 8 градусов, второй пилот – 9, и они просто взяли среднее значение. Разбег начали не с начала полосы, не захотев ползти туда и потом там разворачиваться; вели свои переговоры матом, отчего бортинженер в ключевой момент не понял командира. Кроме того второй пилот принимал лекарства, с которыми летать запрещено – в итоге, плохо чувствуя ноги, не заметил, что при разбеге жмет на тормоза…
Всплыви все это после ЧП с прерванным взлетом, пилотов не только б лишили прав, но и могли отдать под суд за преступную халатность и нарушение правил безопасности. Авиакомпанию замучили бы штрафами за срыв соревнований, на которые летели этим ЯКом хоккеисты. А так как рубль у нас – всему голова, замордованные таким волчьим законом люди готовы были рисковать своими и чужими жизнями ради сохранения их денежной работы. И, как очумелые, стремились взлететь с первого раза по принципу: или пан, или пропал. Но выпало – пропал.
Тот же, похоже, мотив был и во Внуково. Предыдущую посадку в чешском Пардубице ТУ-204 совершил «жестко», после чего регламент требует проверки всех систем – вплоть до вывешивания самолета на стенде для испытания шасси. Все это очень дорого и долго; и экипаж то ли сам, то ли под чьим-то нажимом решил отложить проверку до дома: эта, судя по всему, экономия и повлекла дальнейшие фатальные события.
На посадку во Внуково самолет зашел на скорости 260 км/час – на 50 км/час выше нормы для пустой машины. Очевидно, так пилоты хотели максимально смягчить касание с землей, не полагаясь на надежность шасси после инцидента в Чехии. Пролетели лишних 900 метров до касания, что было еще не критично, но уже не штатно. А когда затем включили реверс, то есть обратную тягу двигателей для погашения скорости, он не включился. После чего уже по всем правилам надо было включать прямую тягу, уходить на второй круг и совершать повторную посадку с учетом неполадки. Достаточная длина взлетно-посадочной полосы и весь набор иных средств торможения тогда бы и тут спасли с гарантией от жертв.
Но это уже – ЧП, после которого обязательно расследование: почему при первом заходе была превышена скорость, не включился реверс и так далее. Тут и всплыли б те нарушения, за которые нагорело бы не только экипажу, но и другим чинам авиакомпании. И экипаж, боясь панически, то есть буквально больше смерти, таких последствий, творит уже непостижимое здравому уму: пытается еще раз включить отказавший реверс. То есть все равно что плеснув в огонь ведро бензина и убедившись, что это бензин, схватить такое же второе: а вдруг в нем окажется вода?
Оказалось – то же самое: реверс и со второй попытки не включился. Но уже закончилась полоса – и уже поздно было отдавать приказ взлетать, который командир обязан был отдать при первом отказе. Самолет ушел за полосу – и повторил судьбу ЯКа, запоротого тем же страхом потери места и зарплаты.
После ярославской трагедии якобы был дан приказ не наказывать летчиков за уход на второй круг и другие экстренные действия во имя безопасности. Но, видно, все это осталось на словах, раз летчики не перестали бояться пуще смерти этих действий – тем более ведущих к вскрытию предыдущих нарушений.
Два эти схожие случая – и куча других летных происшествий последних лет – указывают прямо, что система безопасности полетов у нас дышит на ладан. Виной чему – тот рубль, который свел с ума всех снизу доверху, убив не только совесть, но и страх за свою жизнь – не говоря уже о чужих жизнях. Это и гонит летчиков на самые отчаянные риски: летать любой ценой, не глядя ни на что – иначе вышвырнут мести улицы вместе с таджиками. Средства контроля и перестраховки, необходимые для авиации, поломаны и переломаны через алчное колено. Владельцам авиакомпаний выгодней раз в 5 лет угробить один самолет, тем паче если он ловко застрахован, и сотню-другую человек, чем тратиться на дорогую безопасность.
Но винить в этом только их – несправедливо. Все так живут сейчас – как в последний день Помпеи: сегодня ты есть, а завтра недодал куда-то взяток, не потрафил партийному барону, не доложил в бумажник губернатору – и лишился своего бизнеса. Поэтому надо все делать спешно, кувырком, как на пожаре – и тащить все как с огня.
Ну, и еще в эту ужасную копилку докладывает абсолютная, против всех доводов разума, авторитарность руководства, берущая начало от текущего премьера. Сказано ляминивая кружка – значит, ляминивая! Сказано, что есть такая цифра: ноль промилле алкоголя – и если это против всех законов физики, химии и биологии, тем для них хуже!
Заслуженные летчики, асы стучатся во все двери, объясняя, как надо строить систему летной безопасности. Но неужели наш премьер с его нолем промилле станет их слушать? Сказал: значит, плохи наши самолеты, если бьются; надо покупать чужие, – и исчерпал этим свою печаль, пошел дальше сиять и улыбаться в телекамеры! А разбираться, наводить сложный порядок в сложной отрасли – не его дело! Чье ж тогда?
Как видно, сам собой этот порядок не наводится; но при засилье все затмившего собой рубля наводится вот эта жизнь под страхом жизни. Этот жизненный страх и стал, я убежден, причиной внуковской трагедии. Движимые им взрослые люди, опытные летчики пошли путем дрожащих наказания мальцов: скрыть их просчет во что бы то ни стало, даже ценой собственной жизни. И заплатили эту цену.
|