КТО ВИНОВАТ В КРУШЕНИИ БОИНГА В КАЗАНИ?
Казанская авиакатастрофа принципиально не похожа на трагедии с ЯК-42 в Ярославле и с ТУ-204 в Шереметьево, причиной которых были грубейшие нарушения летчиков при исправных самолетах. В Казани же все и началось с отказа автоматики перед посадкой, из-за чего самолет сошел с посадочной прямой – глиссады, а летчик перешел с автопилота на ручное управление.
Можно предположить, что неполадка была связана с работой или руля высоты, или стабилизатора, поскольку дальше самолет заметался по высоте, отчего и сорвался под конец в смертельное пике.
По отчету МАК пилот после того, как обнаружил «непосадочное» положение самолета, стал по всем правилам уходить на второй круг. Вывел двигатели на взлетный режим, сократил угол выпуска закрылков с 30-и до 15-и градусов, убрал шасси – достаточно простые операции при достаточно простом маневре. Но дальше пошла чертовщина. Самолет невесть с чего стал задирать нос выше всякой крыши и достиг угла тангажа в 25 градусов, скорость стала резко падать – так как никакой тяги двигателей не хватит для таких крутых подъемов. Следом грозил неминуемый обвал в штопор, во избежание чего пилот резко перевел самолет в пикирование, и на короткий миг все вроде бы наладилось. Самолет пошел вниз, набирая скорость до безопасного значения; теперь следовало перевести его снова в умеренный подъем – но вот это по опять же неустановленной причине и не вышло. Боинг все глубже уходил в пикирование, угол которого достиг под конец 75-и градусов, и на скорости 450 км/ч врезался в землю.
Теперь самый животрепещущий вопрос: кто виноват в этой трагедии? Тут очевидны два ответа. Или отказ
Ну, и в итоге вот что: упавший в Казани Боинг не был поражен ни молнией, ни бомбой террористов. А есть только две причины его падения: или это была такая техника на грани металлолома, с которой не справился б и наш героический летчик-испытатель и рыночник Толбоев. Или такая подготовка пилотов, поведших себя в нештатной ситуации как блондинка за рулем. Или и то, и то – что в любом случае не делает чести нашей гражданской авиации, сорвавшейся в пике в погоне за неумеренной рыночной прибылью. Ее же главный источник для целой грозди наших авиакомпаний – покупка дряхлых самолетов и экономия на обучении пилотов, за которых действует автопилот.
Прибыль прибылью – но и совесть, без которой хочет обойтись наш рынок, а вдогон ему и надзорные инстанции, и люди, проверяющие всякий крепеж у самолетов, надо иметь!
|